Линейные крейсера
Линейные крейсера
Линейные крейсера как класс кораблей появились перед первой мировой войной были созданы как развитие броненосных крейсеров. В отличии от обычных крейсеров эти корабли имели значительно больший размер и водоизмещение (порой даже больше чем линкоры одинаковых годов постройки), имели сравнимую с обычными крейсерами скорость (25-29 узлов), чрезвычайно мощное вооружение сравнимое с линкорным (305, 343мм и более) или несколько уступающее им по кол-ву стволов главного калибр но несравненно большее чем любой броненосный крейсер и неплохую броневую защиту.
Назначение линейного крейсера в бою это находится в авангарде главных сил и осуществлять разведку. Обладая большой скоростью линейные крейсера могли быть маневренной группой которая могла вступить в бой на нужном участие сражения в нужное время то есть именно там где требовалось в данный момент времени достичь решительного перевеса в силах.
Линейные крейсера Англии.
Первыми линейные крейсера построила Англия. Их корабли должны были сочетать в себе не только скорость и вооружение но и хорошую мореходность, значительную дальность плаванья так как Англия имела колонии по всему миру и они нуждались в защите. Для достижения нужных показателей пришлось пожертвовать броневой защитой которая у Английских линейных крейсеров была самой скромной в сравнении с другими странами. Сильной стороной Английских линейных крейсеров было их вооружение а именно самый большой калибр орудий на тот момент установленный на этом классе кораблей.
Линейные крейсера Германии.
Германские линейные крейсера напротив имели прекрасную броневую защиту, противоторпедную защиту и систему борьбы за живучесть корабля. Скоростные качества немецких линейных крейсеров были выше всяких похвал. Им удавалось строить гораздо более легкие силовые машины (котлы и турбины) чем Англичанам но обладающими большей мощностью что и давало такие выдающиеся показатели скорости а так же позволяло сделать более сильную броневую защиту за счет экономии водоизмещения.
Немецкие линейные крейсера достаточно часто считают недовооруженными ведь калибр их орудий не превышал 305 мм а у первых серий был и того меньше 280 мм. Это отчасти компенсировалось большей скорострельностью, хорошей баллистикой (настильность траектории стрельбы) и пробивной способностью немецких снарядов (хорошие пороха, высокая скорость полета снарядов). В целом по совокупности ттх Германские линейные крейсера можно смело назвать самыми сбалансированными и одними из сильнейших кораблей в своем классе на тот момент.
Линейные крейсера Японии.
Линейные крейсера Японии были английской постройки (серия Конго) и на момент постройки (1915) считались самыми мощными в мире (мощнее чем Английские) что вызвало скандал в английской прессе так как впервые в мире на линейный крейсер были поставлены орудия 14″ калибра(356мм).
Японские линейные крейсера как представители английской школы имели сильное вооружение и неплохую скорость. Броневая защита была весьма скромной. Корабли несколько раз проходили модернизацию в которой корабли были существенно перестроены(30 и 36 год) . Увеличилась скорость, броневая защита и дальность стрельбы. Эти корабли использовались Японцами максимально широко во время второй мировой войны. Большая скорость хода позволяла им быть универсальными кораблями которые могли выполнять любые боевые задачи.
Следующим проектом линейны крейсеров Японии разрабатываемые в 1919 году были корабли серии Амаги проект B-64 . По проекту крейсера имели водоизмещение в 41 тысячу тон, проектную скорость в 30 узлов, вооружались 10 406 мм орудиями и имели 254 мм броневой пояс. Япония хотела построить 4 корабля этой серии. Амаги заложен 16 декабря 1920 года и 1922 году имел 40% готовности. Корпус корабля был разрушен во время землетрясения. Его систершип Акаги был перестроен в авианосец, Атаго и Такао разобраны на стапеле после Вашингтонской конференции.
В конце 30-х годов Япония в очередной раз попыталась провести разработку и строительство линейного крейсера который бы заменил устаревшую к тому времени серию «Конго» а так же дать достойный ответ разрабатываемым в США линейным крейсерам типа Аляска.
Таким ответом стал проект линейного крейсера B-65.
Водоизмещение 35 тысяч тон (полное ), скорость 34 узла, вооружение 9 орудий 310 мм, броневой пояс 264 мм. Проект B-65 так и остался на бумаге и не был реализован.
Линейные крейсера России.
Россия в период первой мировой войны приступила к строительству линейных крейсеров серии Измаил. К сожалению строительство не было завершено. Первый корабль были спущены на воду и находились в процессе достройки. На 15 апреля 1917 года головной корабль серии был построен на 65%. Революция и последующие события не позволили достроить Измаилы которые могли стать одними из сильнейших кораблей в своем классе как минимум по параметру вооружение так как по проекту должны были нести 14 орудий калибром 356мм (14″).
История линейных крейсеров России продолжилась в 1951 году когда в СССР был заложен первый корабль серии проекта 82- Сталинград. Эти корабли разрабатывались по личному приказу Сталина и классифицировались в СССР как тяжелые крейсера но на самом деле обладая водоизмещением 43 тысячи тон (полное), орудиями 305 мм, скоростью в 35 узлов должны были стать яркими представителями линейных крейсеров. В 53 году после смерти Сталина строительство этих кораблей было прекращено. Не очень понятно назначение этих кораблей в послевоенные годы но их тактики технические характеристики можно назвать одними из лучших для своего времени.
Линейные крейсера США.
Соединенные Штаты Америки не строили линейные крейсера в период до первой мировой и во время. Первые проекты линейных крейсеров США были созданы уже в 20-х годах. Концепция Американских линейных крейсеров должна была повторять Английскую — минимальная защита, максимальная скорость и вооружение. Проект линейного крейсера Ленгстингтон был реализован в металле но в момент его постройки произошла знаменитая Вашингтонская конференция в результате которой страны участники достигли договоренности о сокращении количества строящихся линкоров и линейных крейсеров. По этому уже готовый корпус корабля был перестроен в авианосец. В дальнейшем уже в ходе второй мировой войны США построила два линейных крейсера Аляска и Гуам по новому проекту. Эти современные корабли предназначались для охоты за японскими тяжелыми крейсерами и оказались очень дорогими и не очень удачными кораблями в соотношении цена постройки/боевые возможности.